Язык текста, как писать так, чтобы читатель видел происходящее

Как написать текст таким образом, чтобы при его чтении у читателя появилась картинка, которая поможет ему не только понять и принять, но и осмыслить все то, что журналист, блогер хочет ему показать.

Приемы подбора слов для удачного текста

Прежде чем начать заниматься вопросами подбора слов, важно помнить, что у любого, даже небольшого по величине текста, есть план. К нему и нужно подбирать слова и словосочетания.

В журналистике этот механизм именуют «тележкой».

Слова важно брать из области не абстракции, а конкретики. Если представить слова в форме пирамиды, то когда мы создаем репортаж, то берем слова внизу, так как там находятся те, что отражают конкретные действия, но, если, например, мы создаем философский текст, то там уже будет конкретики меньше, следовательно, будем использовать слова-абстракции.

Замечу, что слова – конкретности, важно использовать там, где максимально нужно создать картинку, а не размышление на тему.

Например,  загрязнение лесов и полей отходами – это абстракция, а вот мусор после отдыхающих в лесу, остатки колес и металлических зап. Частей в полях – это уже конкретика. Здесь формируется картинка.

Следующим с моментом по подбору слов журналистика воспользовалась, применяя некоторые техники нейролингвистического программирования, НЛП. Все слова можно подразделить на три большие группы:

1. Предикаты;

2. Номинализации;

3. Галлюцинации.

Под предикатами следует понимать слова, которые получены от органов чувств, например, предметы, действия или цитаты – на дороге стоит мальчик с «белой тростью» в руках, он в черных очках, озирается по сторонам. Он потерял дорогу, к нему подходит мужчина, молодой, в черной кожаной куртке, в руках у него портфель, кажется, что он очень серьезный, но в глазах у него плещется добро и сострадание. Вот он берет мальчика за руку и уводит с дороги, так как через секунду после этого по ней проезжает на бешеной скорости большой внедорожник. Мужчина и мальчик о чем-то переговариваются, видно заинтересованность лица  взрослого, а мальчик повернут ко мне спиной. Вот они вместе, как-то даже подтягиваются, берутся за руки и уходят из поля зрения.

Номинализации – это неконкретные слова, полученные через преобразование предикатов. Например, сцену, которую мы описываем выше можно представить таким образом – слепого мальчика увел с дороги молодой человек, проходивший мимо.

Информация изложена правильно, тоже дает возможность получить картинку, но как именно это происходило понять не возможно, всю ситуацию не отследить.

Галлюцинация представляет собой некое внутреннее переживание, отношение, которое не связано не с какой сенсорной информацией. В психологии это означает, что их переживает сама личность. Например, незрячий мальчик с большой радостью принял помощь молодого мужчины.

Заметим, что с большой радостью, это понятие, которое домыслил сам автор.

Сама ситуация возникает и появляется действительно в мире, а то что уже домыслил автор – это сугубо его собственные рассуждения.

Узнать чувства других людей мы не можем, есть только вероятность этих чувств, которые отображаются во внешних проявлениях людей. А по этой причине, важно помнить, что если мы напишем о том, что человек улыбается, это конкретика, а вот если написать, что мальчику было весело – это уже галлюцинация.

В психологии есть такое понятие «улыбка висельника», это, когда кажется, что человеку круто и здорово, а на самом деле он в глубокой депрессии.

Если говорить об отличительных чертах репортажа и тех словах, которыми мы можем что-то выразить, то разделим их еще раз на две группы:

1. слова – наши чувства и эмоции. Их не используют в репортаже, но активно можно применять в постах для социальных сетей, в художественном очерке и другое;

2. слова, которые призваны вызвать чувства, в том числе и те, что есть у каждого из нас.

Например, вам думается, что комната мрачная. Если вы готовите пост для соц. Сети или очерк, то этого вполне и хватит, а вот в репортаже опишите словом, почему она мрачная – кресла тут черные, кожаные, стены покрашены однотонным серым цветом, одно небольшое окно и слабое освещение.

Тем не менее, не стоит злоупотреблять собственными чувствами и эмоциями, лучше предоставить читателю свободу действий и побуждений.

Кроме указанных приемов, можно применять в текстах метафоры. Если для некоторых – это основная часть текста, например, для очерка или анализа, то для репортажа, важно придерживаться правила – сравнить что-то с чем-то, но чтобы одно было известным, а другое нужно было описать.

Например, на конференции было много участников, как пчел в улье. Она выступала с трибуны с речью, в ее голосе звучали нотки учительницы, которая наставляет нерадивого ученика на путь истинный.

Метафору также используют для описания сложного действия. Например, изучать нотную грамоту также сложно, как учиться ходить. Химическое производство столь же сложно, как и вождение автомобиля по скользкой дороге.

Таким образом, подбирая слова, следует обращать внимание на их содержание, конкретность и метафоричность.

Практика самостоятельной работы

Следующий момент, который хочется обсудить с теми, кто читает материал «Академии блогинга» — это вопрос об отработки навыка. Важно, чтобы пусть по чуть чуть, но вы работали каждый день, только тогда получиться нужное.

Итак, над чем можно и нужно работать. Прежде всего, над самим собой, не бойтесь первых попыток и первых неудач, так как при активной работе, попытки станут удачными, а неудачи в принципе будут расцениваться как призыв к новому.

Кроме этого, проверяйте себя, набор слов и наличие тавтологии. Не стоит, чтобы слова повторялись, ведь, наш язык самый лучший, красивый и замечательный.

Редактор, а кто он, зачем и почему?

Прежде чем, говорить о редакторах и их предназначении, все же попытаемся понять, что часто бывает так – в издании нет редактора, а в вашей соц. Сети его и быть не может. По этой причине, разберём цели работы редактора и что мы должны делать после того, как побывали в роли автора.

Прежде всего, редактор правит заголовки, лид и делает текст ярче. На языке журналистики – это возможность представить текст в более дорогом ключе.

Второй немало важной задачей редактуры является правка ошибок, расстановка недостающих знаков препинания и другое.

Кроме этого, редактор должен уметь вписать текст в тот объем, который требуется, особенно если речь идет о полосах в газете или на странице сайта.

Редактор может перестроить текст автора, особенно если это сделает его ярче.

Чем выше профессиональный уровень журналиста, тем ниже количество редакторских правок. Заметим, что многие может делать и сам журналист, а их эффективность приходит с опытом.

Однако это не означает, что журналист должен уметь все, даже тексты и материалы именитых звезд требуют работы редактора, но это уже касается незначительных ошибок, пропущенных запятых.

С какого-то момента журналисту становиться сложно проверять текст, и он пропускает незначительное, но раздражающее читателя, ошибки. Это притупление внимания, но это целиком восстанавливается работой редактора или последующей, уже по прошествии времени, проверкой текста.

Список литературы

1. Власть коммуникации / Мануэль Кастельс; [пер. с англ. Н.М. Тылевич; под науч. ред. А.И. Черных; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики»]. -2-е изд., доп. — Москва: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2017. — 590 с.

2. Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Основные принципы. 2-е издание. 2016.

3. Брайант. Дж., Томпсо С. Основы воздействия СМИ. — М.: Вильямс, 2004. — 425с.

4. Корконосенко С. Г. «Основы теории журналистики». СПб. 2002.

Поделиться: