Основные правила заголовка текста

Правило 1. Любой заголовок должен отвечать запросам той аудитории, для которой выполняется текст. Например, статья или видео материал для психологов может озаглавливаться так «Решения для заработка для психологов», «Совет бывалому психологу» и другое. Впрочем, если написано «Психология для чайников», то тоже будет замечательно, но не для психологов, а для тех, кто хочет познакомиться с психологией как таковой, но для бытовых нужд.

Помимо этого, материал может быть обращен не к профессионалам, а к группе лиц или людям с определенным статусом, например, «Как жить, если в семье родился ребенок-инвалид» или «Семья подростка – трудности и праздники». Это заглавия для родителей. «Что такое стихосложение?» — материал для будущих поэтов,  «Как починить аккумулятор вашего автомобиля» — для водителей и другое.

2. Любой заголовок должен быть коротким, но емким, например, всем известное произведение «Горе от ума». Слов не много, но содержание понятно. «Гении  и аутсайдеры», тоже все понятно. Многое в заголовках зависит от расшифровки, например, «Фортепиано в доме» — как купить пианино, как доставить его домой, как вызвать настройщика. Таким образом, можно говорить о том, что расшифровка названия как бы дополняет само это название.

3. По заголовку лучше понять, о чем статья или другой материал. Важно, заглавие должно как бы «собирать» в себе всю суть текста. Например, «Дядя Степа» — да, понять, что произведение о милиционере сложно, но разобраться, что о человеке легко. «Два капитана» — книга о моряках. «Дюймовочка» — произведение о маленькой девочке и другое. Заметим, что в детских произведениях заглавие должно быть особенно понятным, так как ребенок должен получать ощущение чуда, но предсказуемого чуда.

4. Заголовок должен содержать отглагольные существительные – это имена существительные, которые получаются из глаголов действия, например, «Хождение по мукам», «Слушание долин» и другое.

5. Обязательно, чтобы заголовок призывал людей совершить какое-то действие. Например, «Способы совершенствовать себя в бизнесе», «
Создавайте, свое дело», «Дружите семьями» и другое. Действительно, любой заголовок только тогда нужен человеку, когда в дальнейшем может быть показана какая-то практическая значимость того или иного действия. Из этого пункта вытекает следующий.

6. Заголовок =- это способ привлечь людей к прочтению текста или просмотру видео.

7. Дополнительное внимание к заголовку может привлечь указание точных цифр, которые расскажут как совершить действие и за какое число шагов.  Например, «Похудеть за пять шагов к успеху» или «Десять шагов к успешному человеку». Примеров, как применять в заголовках цифры очень много в Интернет, но это очень удачный шаг.

8. Важно, чтобы заголовок предоставлял возможность определять место положения материала в пространстве информации.

9. Противоречие также очень хороший способ привлекать внимание читателя. Самый увлекательный пример «Как Иван дурак черта перехитрил» Интригующее название.

10. Самое главное при создании заголовка, объединять все выше перечисленные способы и системы с одной стороны, а с другой – это постоянно оттачивать свое мастерство при создании заголовков.

Зачем нужен лид?

Лид — начало текста. Абзац под заголовком, который нацелен заинтересовать и побудить пользователя читать дальше. Появился термин в русском языке как производная от английского lead — приводить, направлять. Еще одно название первого абзаца в тексте — подводка. Его роль — подвести читателя к тексту и заставить продвинуться дальше заголовка [в идеале — изучить до конца].

Выделяют два наиболее общие способа подачи лида:

1. в лиде могут быть выражены факты, может быть подана только часть материала, может начинаться с ответа на вопрос – «кто», «что» делал, указание краткой хронологии событий.

2. другой тип лида возникает тогда, когда есть время интриги для читателя или слушателя. Например, контраст – противопоставление хорошего и плохого, нового и старого, информация подается с элементами недосказанности, можно в лиде и спросить.

Таким образом, заголовок и лид – это то, что определить внимание читателя. У автора есть только эти пять секунд, чтобы привлечь или оттолкнуть читателей, человек должен понять тематику статьи, разобраться с тем нужна ли она ему вообще.

Подводя итоги, можно сказать только одно – хорошие заголовки и лид – это залог успешной вашей страницы, это новые знакомства и открытия, в том числе и с самим собой.

Список литературы

1. Дэвид Рэндалл. УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ. СПб 1999. http://evartist.narod.ru/text12/38.htm.

2. Жуков, А. С. О соотношении понятий «лид» и «хэдлайн» в новостных материалах традиционных и интернет-СМИ / А. С. Жуков. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 4 (51). — С. 669-671. — URL: https://moluch.ru/archive/51/6604/ (дата обращения: 19.05.2020).

3. its-journalist.ru — сайт не только «о», но и «для» журналистики. https://its-journalist.ru.

Поделиться: