Желтая пресса

За последние несколько лет приоритеты печатных средств массовой информации сильно изменились.

Еще не так давно главным критерием успеха и качества газеты были материалы, содержащие правдоподобную полезную информацию. СМИ печатного характера тем не менее пользовались серьезным успехом, даже несмотря на то, что через газеты население не получало информации о сплетнях, скандалах, разоблачениях.

Сейчас газеты «жёлтая пресса» растут с высокой скоростью, сильно обходя своих более качественных собратьев.

Распространение на рынке подобных изданий ведет к тому, что понижается качество информирования населения, а значит, нарушается и одна из наиболее важных функций журналистики.

По словам главного редактора таблоида «Твой День» Тимура Мардера, «редакторы солидных и респектабельных газет могут сколько угодно презирать таблоидные издания, называть их скандальными и низкопробными, возмущаться их вторжением в частную жизнь известных людей, беспардонностью репортеров, вбрасыванием «жареных» фактов и т. д., и т. п., но они вынуждены с досадой признать: традиционным газетам с каждым днем становится все труднее конкурировать с молодым желтым агрессором».

Социальная сущность «Жёлтой прессы»

 «Жёлтая пресса появляется одновременно с массовой культурой, когда чтение газет перестает быть привилегией интеллектуалов.

Существует две версии, которые раскрывают особенности происхождения термина «жёлтая пресса».

В первом случае две американские газеты издавали комиксы. Как известно, в тот момент они были черно-белыми. В связи с этим жёлтая одежка на одном из героев смотрелась особенно ярко. Пресса напечатала об этом материалы, назвав издание «жёлтой прессой», так словосочетание стало крылатым.

Вторая версия сводиться к тому, что первые бульварные издания печатались на жёлтой бумаге. В связи с тем, что эти газеты предназначались для массового читателя, издатели печатали их на плохой бумаге, которая очень быстро желтела.

Однако, сама по себе журналистика «жёлтой прессы» возникла с того момента, как стали появляться рабочие и другие классы населения, которые нуждались в подобных изданиях.

На полосах «жёлтых газет» стали появляться сексуальная тематика, скандалы, пьянство и другое. Херст ввел особый вид сенсационного репортажа, основным методом которого стало перемещение центра внимания с самого факта на его подачу. Это совпало с развитием массовой беллетристики, в частности приключенческого и детективного романов, которые провозгласили занимательность в качестве основной жанровой доминанты. Так, Херст требовал от своих сотрудников подавать все новости в сенсационном духе. Когда сенсация отсутствовала, ее просто придумывали.

В России начало бульварной прессы и ее триумфальное шествие можно отнести к 1986 году, когда в «Московском Комсомольце» вышла статья Евгения Додолева про проституток.

Говорят, что и сегодня автор нередко вспоминает этот сюжет — тогда это был серьезный прорыв, потому что тогда пресса была пропагандистом и агитатором и не стремилась никоим образом развлекать читателя.

Такие публикации стали появляться нечасто, примерно раз в полгода, и производили на публику эффект разорвавшейся бомбы — это было в новинку, это было свежо и интересно.

«Жёлтая пресса» может быть охарактеризована как эпатирующее освещение тематики таблоидов.

Оно состоит в том, что публично обсуждаются темы, которые в принципе невозможно выносить за рамки человеческого и личностного пространства. Это интерес к интиму, например, порнография, а также личная жизнь тех, кто в силу профессии или образа жизни оказался в центре всеобщего внимания, а также к теме смерти, особенно если имеется сенсация.

Множество материалов «жёлтая» пресса почерпывает из криминальных новостей и событий, при этом присутствует необходимость не разбираться в произошедшем, а напугать читателя.

Чаще всего «Жёлтая пресса» отличается сочетанием в одном номере несочетаемых материалов. Например, юмористические и криминальные материалы. Отличительная черта всех подобных изданий – легкомысленное, и даже циничное отношение к трагедиям людей.

Поиск сенсаций является непременным атрибутом любого вида прессы, даже элитарной. Однако, «жёлтые издания» освещают такие события, которые чаще вызывают тревожные мысли, чем положительные или радостные.

Кроме того, сенсаций, которые требуют освещения прессы не так уж и много, в связи с этим, «Жёлтые издания» просто вынуждены придумывать сенсации.

В качественных изданиях соблюдается порядок тем, которые отличают одно издание от другого. В «Жёлтых газетах» подобного не наблюдается, тут существует разномастные статьи, которые связаны с самими разными темами, людьми и обсуждаемыми проблемами.

«Жёлтые газеты» раньше других начинают использовать в процессе своего издания рисунки, графики, целые художественные комплексы, для целостного издания такой подход не приемлем, так как необходимо добавить к рисункам и текст.

Впрочем, качественными тексты «жёлтой прессы» назвать нельзя, они часто не обращают внимание на орфографические ошибки.

Фотографии в таких газетах занимают значительную часть листа, заголовки балансируют на грани лжи о содержании статьи и т.п.

Итак, если качественная пресса заставляет читателя задуматься над рядом происходящих проблем, социальная пресса предоставляет информацию о чем-либо, то «жёлтая пресса» предназначена для развлечения читателя. Хотя она не слишком уважает того, кто покупает подобные газеты и является их аудиторией. Считается, что человек готов проглотить любую информацию, она не ставиться под сомнение.

 В »жёлтой прессе отчетливо видны черты товара широкого потребления, в связи с этим сильно страдает качество, так как читают подобные издания не притязательные люди. В связи с этим подобные издания имеют низкую ценность, не смотря на затраты на производство такого издания.

На первый план всегда выходит упаковка товара, его сенсационность, усвояемость. В целом можно сказать своеобразное чтиво, не затрудняющее мозг человека какими-либо проблемами.

В результате многочисленных исследований психологи и журналисты выделяют две группы черт, которые отличают данные издания от других – положительные и отрицательные.

К негативным чертам относят:

— сенсационность;

— скандальность информации;

— жесткое столкновение жестоких и развлекательных материалов;

— значимое количество иллюстраций, которые полностью заменяют напечатанный текст, ориентация на эмоциональное возбуждение аудитории;

— товарность;

— присутствие таблоидных тем;

— крупный заголовочный комплекс, который вводит в заблуждение читателя;

— широкий спектр событий и т.п.

Причины популярности «жёлтой прессы»

Люди постепенно начинают интересоваться жизнью музыкантов и звезд эстрады, нежели новостями политики или общества. В связи с этим необходимо понимать, что в аудитории все больше возрастает внимание к изданиям подобного уровня. Именно этим пользуются политики во время избирательных компаний и многое другое.

Часто бывает, что вместо того, чтобы предлагать читателям программы, которые могут изменить их жизнь, политики занимаются собственной раскруткой почти как кинозвезды или артисты.

Социальная психология общества сильно меняется в связи с тем, что часто стремительность технологического процесса, а также огромное количество получаемой информации не дают возможности людям подумать над тем, что написано в газетах и журналах, которые предназначены для анализа. «Жёлтая пресса» предназначена для того, чтобы развлекать и предоставлять готовый, пусть не всегда правильный, но массив информации.

Таким образом, «жёлтая пресса» способствует бегству от реальности, что серьезно увеличивает рейтинги популярности развлекательных каналов и газет.

Изменение направления деятельности СМИ серьезно сказалось и на изменениях в социальных движениях общества. Людям предлагается готовый пласт информации, где не нужно задумываться над тем, что написано, все ясно и понятно. Именно так возникает манипуляция общественным сознанием.

Именно таким образом существенно начинает понижаться интеллектуальный уровень людей, а человек становиться частью толпы.

«жёлтая пресса» не ориентируется на конкретного человека в процессе разработки материалов. Они не учитывают мнение личности, а рассчитывают свои материалы на массы людей.

Средства массовой информации чаще всего ориентируются на конкретного человека, создавая группы людей, которые объединены газетой.

«Жёлтая пресса» действует иначе ее материалы рассчитаны на огромные обезличенные группы людей, содержат разномастные статьи, а значит, делают людей без лица, мешают правильно сформироваться личности человека.

В развитии и формировании «жёлтой прессы» существенно и то, что издания, которые ранее были информативными газетами и журналами, стали использовать те же технологии, что и «жёлтые».

«Жёлтая пресса» в своей деятельности активно использует средства монипулятивного и внушающего воздействия. Кроме того, часто показывается пример популярной теле звезды, которая выполняя те или иные действия, например, похудела, при этом она использовала какие-либо таблетки для данного процесса или лекарственные травы определенного производителя.

Таким образом, «жёлтая пресса» наносит существенный урон развитию и формированию личности человека, хотя назвать данные типы изданий нельзя особенно вредными. Следует понимать, что они имеют развлекательный характер, а значит предназначены для определенного проведения досуга.

Итак, «жёлтая пресса» возникла как развлекательный жанр в газетах и журналах, сейчас она приобретает важное значение во многих областях жизни людей, но необходимо понимать, что печатное СМИ не всегда предназначено для развлечения.

Список литературы

1. .Караяни А.Г. Слухи как средство информационно-психологического противодействия // Психологический журнал. — 2003. — Т. 24. — № 6. — С. 47-54.

2. .Добашина И. Феномен бульварной прессы в постиндустриальном обществе // Новый Взгляд. — 2009. — № 11. — С. 2.

3. .Брайант. Дж., Томпсо С. Основы воздействия СМИ. — М.: Вильямс, 2004. — 425с.

4. .Мардер Т. Желтые в наступлении // Журналист. — 2007. — №7. — С.62-63.

Поделиться: